Содержание статьи
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге – хранилище роскоши и знаменитых яиц мастера
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
Фонд «Связь времен» и музей Фаберже
Торжественное открытие первого в России негосударственного музея состоялось в ноябре 2013 года. Создатель музея – культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный российским миллиардером Виктором Вексельбергом. Цель фонда – возвращение на родину утраченных в XX веке художественных ценностей.
Ювелир Его Императорского величества Карл Фаберже
Карл Густав Фаберже (1846-1920) – знаменитый российский ювелир, уроженец Санкт-Петербурга с франко-немецкими корнями. Основал ювелирное дело отец Густав, но прославил фамилию сын, обучившись мастерству в Германии и продолжив дело отца.
Карл Фаберже, носивший звание ювелира Его Императорского Величества, Мастера Парижской гильдии ювелиров и кавалера Ордена Почетного легиона, прославился как автор серии пасхальных императорских изделий – драгоценных яиц.
Первое ювелирное яйцо «Курочка» он создал для Александра III, который преподнес необычный дар на Пасху супруге, урождённой датской принцессе Дагмар. Выполненный по примеру вещицы датского двора, хорошо знакомого императрице, подарок напомнил Марии Федоровне о далекой родине и так понравился, что Фаберже удостоился звания придворного ювелира дома Романовых.
Вслед за первым яйцом пошли новые заказы: традиция пасхальных подарков укрепилась в семействе императора, ее члены преподносили ювелирные шедевры друг другу. По заказу императоров в мастерской Фаберже изготовили 52 пасхальных яйца.
После революции Карл Фаберже покинул Россию и спасался с семьей в Европе. Большую часть своей драгоценной коллекции он оставил в России швейцарскому послу, который в августе 1918 года вернулся на родину. Посол объявил о пропаже редчайших экспонатов, отрицая свою причастность к событию.
В 1920 году Карл Фаберже умер в Швейцарии, его сыновья основали ювелирную фирму в Париже, но с 1937 года бренд не принадлежит Фаберже. В 2007 году права на него купил южноафриканский бизнесмен Б. Гилбертсон.
Наследие Фаберже – дома
Постепенно ценные изделия ювелира появились на аукционах. Американский мультимиллионер и газетный магнат Малькольм Фобс обзавелся частной коллекцией из 220 предметов, в том числе ювелирными пасхальными яйцами Фаберже.
В 2004 году Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Карла Фаберже у потомков Фобса и создал фонд, для того чтобы скупить шедевры русского ювелирного искусства на аукционах в разных точках земного шара. Работа продолжалась 10 лет.
В это же время велась сложнейшая реставрация в арендованном в 2006 году для нужд музея дворце Шуваловых – бывшем Доме дружбы с народами зарубежных стран. Здесь Вексельберг и сотрудники фонда обустроили экспозицию.
Красивейшее петербургское здание, построенное в конце XVIII века, принадлежало титулованным владельцам: Воронцовым, Нарышкиным и Шуваловым. Здесь гремели праздники и пышные балы. Дворец площадью 4700 квадратных метров хранит 1000 экспонатов.
Шедевры коллекции – украшение музея
Шикарно отреставрированные залы дворца Шуваловых – достойное обрамление уникальной ювелирной коллекции работ фирмы Фаберже, которая здесь хранится.
Новый музей за свою непродолжительную историю приумножил экспонаты. В экспозиции – не только знаменитые яйца, но и ювелирные украшения, столовое серебро и предметы интерьера.
Здесь выставлены картины, рамки с редчайшими фото и драгоценная галантерея, памятные вещи и иконы, фарфор и сувениры. В коллекции представлены украшения русских ювелиров Овчинникова и Хлебникова: на фирме мастера трудилось много талантливых ювелиров.
Выставочные залы дворца Шувалова
В залах дворца воссоздана первозданная отделка: лепнина, обитые шелком стены, камины и зеркала, вазы и канделябры. Здесь же, во дворце, выстроен вестибюль с парадной лестницей, окруженной нишами с боков для демонстрации скульптур.
По ней посетители музея поднимаются на второй этаж в 10 демонстрационных залов:
- Рыцарский зал украшен барельефами, изображающими рыцарские поединки. Здесь – кубки и посуда, шкатулки из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний.
- Красная гостиная хранит в себе образцы русского художественного серебра, изготовленные ювелирами мастерской Фаберже и другими русскими мастерами.
- В Синей гостиной выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. За творческую жизнь ювелир создал 71 яйцо: каждое из них поражает продуманностью деталей и оригинальностью задумок. Над каждым шедевром ювелиры работали год.
- Золотая гостиная – хранилище императорских подарков: сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портреты русских императоров
- Аванзал – собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта, покрытых эмалью-гиольше с богатейшей цветной палитрой, секрет производства которой утерян.
- Белая и Голубая гостиные, в которых представлены эмалированные изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
- Выставочный зал – бывший домашний музей Шуваловых, демонстрирует резные каменные изделия XIX-XX веков и полотна русских художников XIX века.
- Верхняя буфетная хранит живопись русских и французских художников-импрессионистов XIX-XX веков. Здесь же – фарфоровые изделия и дворцовые вазы с росписью художника Красовского.
- Готический зал – кабинет графа Шувалова, хранит наследие русских иконописцев: иконы XVI –XX веков, обрамленные ювелирами столицы с серебряные оклады.
- Бежевый зал посвящен русской эмали, коллекция – из предметов Ф.Ю. Рюкертона, главного поставщика эмалей для фирмы Фаберже.
Картины в музее
Любители живописи в частном музее наслаждаются полотнами мастеров:
Ювелирные яйца музея «Фаберже»
На витринах дворца-музея – 15 драгоценных яичек-сюрпризов, 11 – императорские:
Яйца работы Карла Фаберже
Император Александр III, посетив промышленно-художественную выставку, проходившую в датской столице, увидел там драгоценное яйцо. Вырезанное из слоновой кости, оно хранило внутри сюрприз – золотое колечко. Элегантная вещица принадлежала герцогине Вильгельмине.
Император поручил изготовить российскому ювелиру Карлу Фаберже подобный сувенир для императрицы Марии Федоровны, чтобы преподнести супруге в дар на Пасху.
Пасхальное яйцо «Курочка»
Ювелир Э. Коллин из мастерской Фаберже, используя европейский прототип, сделал простое изделие без богатой отделки: «скорлупа» – из белой эмали, «желток» – из матового золота. Внутри – разноцветная фигурка курочки: шкатулка с секретом. При надавливании на голову и зоб птичка раскрывалась, а в шкатулке лежала рубиновая подвеска на золотой цепочке.
Изящное изделие небольших габаритов пришлось по душе Марии Федоровне. Новый монарх Николай II продолжил традицию отца. По его повелению к Пасхе изготовляли два роскошных яйца. Одно – в подарок вдовствующей императрице Марии Федоровне, матери, а другое – любимой жене.
Яйцо в романтическом стиле
Драгоценное яйцо «Бутон роз» – первый пасхальный сувенир от Фаберже, который вручили принявшей православие супруге Николая II, Александре Федоровне, в девичестве принцессе Алисе Гессен Дармштадской.
Внучка английской королевы Виктории, она вышла замуж за русского императора в 1894 году через неделю после смерти его отца, Александра III. Многие считали поступок молодых дурным предзнаменованием, но Николай II был счастлив: любимая Алекс рядом.
Главная особенность яиц Фаберже – оригинальный сюрприз, который спрятан в этом яйце. «Бутон роз», выполненный в романтическом стиле, – это символ нежных чувств, которые пронес через всю жизнь император к своей болезненной жене, так и не принятой ни двором, ни матерью.
Внешняя оболочка покрыта эмалью землянично-розового оттенка. Поверхность, украшенная стрелами, веночками и гирляндами, выполнена из золота и бриллиантов.
На оконечности эллипса – портрет императора, прикрытый прозрачной изящной алмазной пластинкой.
Алмазом прикрыта дата изготовления яйца. Внутренняя поверхность хранит элегантный бутон чайной розы – любимого цветка принцессы Алисы Геннес. В центре бутона – главный сюрприз: уменьшенная копия императорской короны с рубиновой подвеской. Яйцо высотой 6,8 см
Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс»
Изготовить царский заказ поручили Михаилу Перхину, который сделал яйцо в форме эллипса высотой 13 см. «Яичная скорлупа» вырезана из агата, внешняя оболочка декорирована рубинами и бриллиантами. На верхушке – дата изготовления.
По обе стороны ларчика – ручки в виде львиных голов. Внутри яйца скрывалось меньшее яйцо «Воскресенье Христово». Это последний подарок императрице Марии Федоровне от супруга: Александр III умер в октябре 1894 года.
Ювелирное яйцо «Коронационное»
Поводом для создания великолепного пасхального яйца «Коронационное» послужило восшествие на царство Николая II, состоявшееся в мае 1896 года. Во время коронации царская чета въезжала в Москву на карете Екатерины Великой. За основу создания сувенира Фаберже взял миниатюрный механизм кареты, соответствующий оригиналу, который гениально изготовил мастер Г.Штейн.
Дверцы кареты открывались, подножки опускались вниз. Над моделью, которая крепилась на жадеитовую подставку, мастер трудился 15 месяцев по 16 часов в день.
Окна кареты с гравировкой в виде занавесей сделаны из горного хрусталя. Сиденье и кузов, имитируя бархат, покрывает эмаль алого цвета. Ободки колес заключены в платиновые обручи, на бортах кузова – золотые императорские орлы. Экипаж, украшенный золотыми гирляндами, венчает бриллиантовая корона.
Это уникальное изделие – своеобразный футляр для подарка, подвески в форме яйца, которое крепилось специальным крючком, спрятанным внутри механизма.
«Коронационное» яйцо состоит из двух половинок. Внешняя поверхность напоминает императорскую мантию. Желтая эмаль, на которой закреплены два двуглавых орла, покрыта золоченой сеткой. Под алмазной линзой на верхушке эллипса – монограмма Александры Федоровны, выложенная из мельчайших бриллиантов и рубинов. Другая линза накрывает дату выпуска шедевра – 1897 год. Ювелирный шедевр шириной 9,4 см, высотой 12.7 см оценивается в 24 миллиона долларов.
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево»
Среди ювелирных заказов, сделанных Фаберже для царской семьи, выделяется сувенирное деревце. Овальная форма кроны – знак того, что предмет относится к серии пасхальных яиц.
Миниатюра, заказанная Николаем II в подарок матери в честь 30-летия ее коронации в виде лаврового дерева, – символа долгой жизни, почета и славы.
Листики, вырезанные из нефрита, ограняют плоды, изваянные из кристаллов розовых бриллиантов и аметиста. Цветы – из белой эмали. Горшок, вырезанный из оникса и украшенный золоченой сетью с гирляндами, закрепляет ствол из платины.
Сюрприз – внутри кроны лавра. При нажатии на рычажок из тайника появляется миниатюрная птичка, которая кружится на ветке и взмахивает крылышками с настоящими перьями, открывая клюв. После выступления пернатая солистка исчезает среди листьев. Высота сувенира 27 см.
Пасхальное яйцо «Ландыши»
Яйцо «Ландыши» украшено любимыми цветами молодой императрицы Александры Федоровны – символом чистоты, юности и невинности – и ее любимыми драгоценностями: жемчугом с бриллиантами.
Скорлупу покрывает прозрачная розовая эмаль, украшенная полосками алмазов. Внизу – ландыши на золотых стебельках с зелеными эмалевыми листьями и жемчужными цветами. На лепестках ландышей, будто утренняя роса, сияют алмазы.
В верхней части яйца – сюрприз любимой супруге: миниатюрные портреты трех самых дорогих Александре Федоровне людей: обожаемого супруга и двух старших дочерей, Ольги и Татьяны. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. Миниатюрную копию императорской короны покрывает роза, усыпанная алмазами.
Пасхальное яйцо «Петушок»
Яйцо «Петушок» создано в 1900 году для матери императора Николая II, Марии Федоровны. Поверхность покрыта фиолетовой эмалью. В середине – циферблат часов, украшенный эмалью с алмазами и обрамленный лавровым венком с «ягодами» из алмазов и жемчуга.
Под циферблатом – ажурная сетка с фруктовой гирляндой. Подставка – в виде круглого пьедестала с тремя поддерживающими колонками. Ажурная крышка в верхней части яйца приводит в действие секретный механизм.
С наступлением каждого нового часа из-под верхней ажурной крышки появляется петушок с рубиновыми глазами, раскрывает клюв, поет и машет крыльями. Высота изделия 20,3 см.
Видео: посещение музея Фаберже
Посещение музея кроме эстетического наслаждения вызывает интерес к истории развития декоративно-прикладного искусства России. Ближе и понятней становятся судьбы известных ювелиров и знаменитых заказчиков их произведений в свете ушедших лет. Работа музея не прерывается по выходным дням.