Содержание статьи
Новый Эрмитаж – императорский музей искусств в Санкт-Петербурге
Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Возникновение Нового Эрмитажа
С начала XVIII века национальное значение приобретает коллекционирование произведений мастеров искусства. Екатерина II, активно участвующая в предприятии, не жалела средств для пополнения своей коллекции.
Новый Эрмитаж – храм искусств
Коллекция императрицы первоначально размещалась в отдельном дворце, возведенном по ее указу рядом с Зимним дворцом. Екатерина назвала здание Эрмитажем, что в переводе с французского обозначает «место уединения, приют отшельника».
Картины голландских и фламандских мастеров, закупленные в Париже, стали основой коллекции Екатерины и предназначались для узкого круга приближенных к императрице лиц.
К 1842 году императорская коллекция пополнилась. По указу Николая I для размещения художественных ценностей, доступных публике, возвели новое отдельное здание – Новый Эрмитаж. Торжественное открытие здания на Дворцовой площади состоялось 5 февраля 1852 года.
Изящность и гениальность храма искусств вызывает неизменный восторг экспертов. Кажется, будто здесь, среди огромных малахитовых ваз и картин величайших живописцев, греческих амфор и скульптур знаменитых мастеров застыло восхищённое время.
Автор проекта
По приглашению Николая I проект нового здания создал немецкий архитектор Лео фон Кленце. Император получил план на утверждение и изучил 800 чертежей, предоставленных зодчим, с изображением залов в мельчайших деталях.
Одобрив проект, Николай I создал Особую комиссию по возведению Музеума. Руководить строительством комиссия назначила петербургских архитекторов Василия Петровича Стасова и Николая Ефимовича Ефимова.
Автор проекта приезжал в Россию шесть раз, вместе с русскими коллегами корректировал ход строительства. Работу по созданию Эрмитажа контролировал лично император, интересовался деталями и ободрял строителей.
Внешний вид здания
Здание Нового Эрмитажа построено в стиле эклектики. Строгий и монументальный облик фасада оживляет орнамент с античными, ренессансными и барочными декоративными элементами. Колонки балкона и фриз здания – из мраморизированного известняка.
Скульптуры у главного входа
Главный вход в музей Кленце предложил оформить 10 фигурами атлантов, выполненных из красного гранита. Стасов порекомендовал сделать изваяния из серого сердобольского гранита.
Атлант – мифический великан, вступивший в битву с богами-олимпийцами. После поражения богов-титанов Зевс наказал Атланта: великан должен вечно держать на своих плечах свод небес.
Конкурс на создание монументального ансамбля выиграл скульптор Александр Иванович Теребенёв, в мастерской которого 150 учеников вытесывали изваяния, а над лицами каждого титана скульптор работал лично. Стоимость проекта составила 119 тысяч рублей, скульптор, сделав работу, оценил ее в 87 тысяч.
1 сентября 1848 года у главного входа Эрмитажа возвели фигуры атлантов. Установленные на гранитные постаменты, они обхватили руками балку, лежащую на капителях колонн.
Тонкость работы и элегантный стиль оценил и фон Кленце, и Николай I. Автор помимо оплаты получил от императора персональную премию. Композиция выглядит так зрелищно, что скрывает явный казус:10 атлетов с невероятным напряжением держат сравнительно легкий балкон.
По сей день люди восхищаются фигурами атлантов. Поэт и исполнитель авторских песен Александр Городницкий вдохновенно писал:
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерках приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Фасад здания
Воплощая замысел фон Кленце, фасады Эрмитажа украсили статуями знаменитых мастеров разных эпох. 28 скульптур, имена которых указаны латинским алфавитом, увековечены на фасаде Нового Эрмитажа. В их числе – фигуры Леонардо да Винчи и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта.
По сторонам от входа в Новый Эрмитаж – 6 металлических скульптур:
На консолях второго этажа – фигуры художников нового времени: Дюрера, Рубенса и Тициана. Фронтоны со стороны Зимней канавки украшает барельеф Теребенёва «Власть, покровительствующая искусству», изготовленный из покрытого медью цинка.
Залы и кабинеты Нового Эрмитажа
Считается, что на полный осмотр залов Государственного Эрмитажа понадобится 8 лет, из которых 3 года займет прогулка по Новому Эрмитажу. Подлинные статуи античных богов, блеск средневековых доспехов и переплетение фресок Рафаэля – удивительная неповторимость каждого из 60 залов и кабинетов Эрмитажа.
Первый этаж
Экспозиции первого этажа начинаются с парадного вестибюля, который украшает широкая лестница с 16 колоннами из красного гранита и фигурой богини Славы над входом.
Античное искусство
Первый этаж занимают произведения античного искусства. Древнейшие находки расположены в колоритном 12-колонном зале с мозаичными полами, настенными росписями и зелеными гранитными колоннами.
Несколько залов посвящены римским скульптурам. Сводчатый зал Юпитера облицован мрамором зелёного цвета. Огромная статуя Громовержца, восседающего на троне, вывезена из загородного дома императора Домициана.
Статуя Венеры Таврической, обнаруженная в Риме во время раскопок 1718 года, выкуплена и привезена в Санкт-Петербург Петром I.
Рядом – «Античный дворик», комната с мраморными колоннами, где, посмотрев подлинные статуи Зевса, можно прогуляться по двору виллы, принадлежащей римскому патрицию.
20-колонный Греческий зал хранит копии работ Фидия, Мирона и Поликтета. В собрании древностей – скульптурные портреты, керамика и ювелирное искусство эллинизма, собрание подлинных античных ваз.
Два ряда серых гранитных колонн делят зал на три продольные галереи, на боковых стенах которых – картины на сюжеты античных мифов. Пол – мозаика из мелких квадратов белого и желтого, серого и черного, темно-красного мрамора.
Искусство древней Греции представлено по периодам, начиная с архаики. Здесь выставлены вазы и статуэтки, созданные на Кипре 4000 лет назад до н.э. У дверей – парная скульптура львов IV века до н.э. В Зале Афины – мозаика VI века до н. э., отдельный Зал ваз.
Зал большой вазы
В зале Нового Эрмитажа выставлена самая большая ваза в мире – Колывнская, изготовленная из цельного куска зелено-волнистой яшмы. Вазу высотой 3 метра и весом 19 тонн установили в зале Нового Эрмитажа до возведения стен.
Монолитный фрагмент для основы чаши добыли на алтайской каменоломне. 230 рабочих 8 дней вытаскивали камень зелено-волнистой яшмы длиной 5,6 метра. В 1828 году 100 мастеров начали первичную обработку камня.
В начале 1830 года камень уложили на дровни и вручную 572 человека передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. С 1838-1843 годы создавалась ёмкость чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы.
К этому времени нашли камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня-пирона, соединяющего постамент с ножкой чаши. В феврале 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154 до 180, в зависимости от рельефа местности) повез чашу в Барнаул, откуда двинулся на Урал, на пристань реки Чусовая.
Здесь чашу в разобранном виде погрузили на плоты и отправили по рекам Чусовой-Каме-Волге бурлаками в Неву. Через полгода чашу доставили в Санкт-Петербург и выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем.
Осенью 1849 года 770 рабочих поставили вазу на специально сооруженный фундамент на место. К вазе добавили украшения – венок из дубовых листьев.
С тех пор Колыванская ваза – государственный символ Алтайского края, изображена на гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».
Второй этаж
Второй этаж Нового Эрмитажа занимают двусветные залы, в которых размещены полотна итальянских художников XVI-XVII веков.
Лоджии и залы Рафаэля
С восточной стороны вдоль Зимней канавки – Лоджии Рафаэля, самый необычный зал, созданный Джакомо Кварнеги в1783-1792 годах. Лоджии Рафаэля – копия знаменитой галереи, сооруженной в Ватикане во дворце Папы Римского, создана по желанию Екатерины II.
Коридор высотой 8 метров и длиной 65 делится на 13 частей, перекрытых отдельным сводом. В своде каждой арки – 4 сюжетных изображения на библейские темы, которые скопированы с подлинных фресок Рафаэля. 52 библейских сюжета Рафаэля из Ветхого и Нового Заветов от Сотворения мира до Тайной Вечери называют библией на потолке.
На Зимнюю канавку выходят огромные окна, напротив – ложные зеркальные окна, так что зал полон света. Художники мастерской Христофора Унтерпергера провели в Ватикане 11 лет, копируя изображения.
На стене под зеркалами – 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли: композиции, в которых диковинные образы причудливо сочетаются с мотивами из земной реальности.
В Эрмитаже демонстрируют и собственные полотна художника, которые выставлены в Зале Рафаэля, – это «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство».
Императрица, оценивая Лоджии Рафаэля, сказала: «Чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть». По распоряжению Екатерины на торцовой стене эрмитажной галереи помещен портрет «божественного Рафаэля».
В соседнем Зале Фресок – работы учеников итальянского живописца. Здесь же – единственное в России произведение Микеланджело Буонаротти, мраморная скульптура «Скорчившийся мальчик». Скульптуру, созданную скульптором в монастыре, когда он скрывался от испанских войск в 1529 году, приобрела Екатерина II в 1785 году.
Рыцарский зал
Рыцарский зал – один из масштабных интерьеров Нового Эрмитажа. Здесь размещена коллекция оружия для турниров, а также парадного, охотничьего и холодного оружия.
У стены – 4 рыцаря на конях в рыцарских доспехах. Напротив в витрине – шлем в виде фантастического существа работы итальянского оружейника Филиппо Негроли, который выковал его из одного куска железа. Шлем принадлежал правителю Урбино герцогу Гвидобальдо.
Сокровищница второго этажа – триада больших световых залов с частично стеклянным потолком, названные Просветами.
Большой итальянский Просвет – огромный парадный зал с верхним освещением с экспозицией итальянской живописи XVII-XVIII веков украшен цветной лепниной и работами русских камнерезов.
Испанский Просвет предназначен для экспонирования крупных полотен испанских художников XVII-XVIII веков, произведений Веласкеса, Сурбарана и Мурильо. Свод и фриз зала покрыт позолоченным лепным орнаментом, вазами и торшерами.
Зал Рембрандта
Работы Рембрандта Харменса ванн Рейна, художника золотого века Голландии экспонируются в отдельном зале. Художника называют мастером светотени: Рембранд выстраивал композиции, прописывая освещенные участки, комбинируя холодные и теплые оттенки.
Здесь хранится самое масштабное полотно Рембрандта на религиозную тему «Возвращение блудного сына», созданное в 1668 году незадолго до смерти.
В основе сюжета – библейская притча о сыне, который промотал свою часть наследства и с раскаянием вернулся в отчий дом. Картину выкупил из коллекции герцога Андре де Анзесена в 1776 году Дмитрий Голицын по поручению Екатерины II.
В Новом Эрмитаже также хранится коллекция скифского золота. Крупнейший и самый посещаемый музей мира с 3 миллионами экспонатов ежегодно посещают 5 миллионов человек.
Видео: императорский Музеум