Содержание статьи
Пантеон в Риме – языческий храм древнеримских богов с многовековой историей
Пантеон в Риме
История создания Пантеона
Пантеон возвели в 27 году до н.э. Строительством языческого святилища руководил Марк Агриппа, блестящий полководец и организатор. Храм посвящен 7 богам, чьими именами названы планеты солнечной системы: Юпитеру, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию, Плутону и Сатурну.
После разрушительного пожара в 80 году н.э. Пантеон восстановил император Домициан, но через 30 лет Пантеон-2 погиб в огне. В 126 году император Адриан пригласил перестроить храм сирийского скульптора Аполлодара Дамаскова. Архитектор вдохновенно работал, но отношения с императором испортились, и по приказу царя зодчего казнили.
После падения Римской империи христиане пытались разрушить языческий храм, но византийский император Фокас в 608 году отдал Пантеон папе римскому Бонифацию, который перенес сюда из римских катакомб останки первых христиан, мощи святых мучеников и освятил его в честь Девы Марии.
Тогда же в храм для молитвы разрешили заходить простым людям, до этого свободно входили только жрецы. Также церковь именуют Санта Мария дела Ротонда, что связано с круглой формой здания.
Архитектурный шедевр Рима
Снаружи здание выглядит как огромный цилиндр (ротонда), к которому пристроен величественный портик. Портик – прямоугольная крытая галерея с 16 колоннами: 8 впереди и два ряда по 4 колонны – по бокам. Колоннада стоит без опор и держит на себе треугольный фронтон, который в древности украшала скульптура императорского орла из позолоченной бронзы с лентами, которые тянулись к углам фронтона. Здание облицовано мрамором.
В портик посетители поднимаются по ступеням парадного входа. Здесь яркий дневной свет неожиданно тускнеет, и посетитель невольно погружается в атмосферу тишины и покоя.
Колонны Пантеона
Каждая колонна, высеченная из красного и серого гранита, весит 60 тонн и увенчана мраморными капителями. Высота колонны 11,9 м, диаметр – 1,5 метра. 2000 лет назад их вывезли из Египта. От карьера, где их вырубали, тащили волоком на деревянных санях 100 км до Нила. Когда нильская вода поднималась, груз помещали на баржи и отправляли вниз по течению.
Через Средиземное море колонны прибывали в римский порт Остия, откуда на баржах по Тебру доставлялись в Рим. Первоначально со всех сторон храм обступала протяженная колоннада, и люди, глядя на внушительные габариты сооружения, трепетали.
Ротонда и купол
Бетонно-кирпичная ротонда святилища накрыта полусферическим куполом. Стены толщиной 6 метров установлены на массивном фундаменте. «Парящий» купол равномерно распределяет массу в 5 тысяч тонн на мощные стены. Высота здания и диаметр купола одинаковы – 43,5.
При строительстве сферического купола древнеримские зодчие использовали бетон в сочетании с легкими и прочными материалами. Округлые двойные стены святилища выкладывались из кирпича, а в простенок заливался бетон, что делало сооружение жестким и служило залогом долголетия.
Нижние ярусы купола, построенного без арматуры, тяжелее верхних. Внутри – 140 углублений-кессонов, уменьшающих массу крыши. С увеличением высоты свода толщина стен уменьшается, и по центру купола равна 1.5 метра.
Как соорудили такой купол – неизвестно. Легенда гласит, что при строительстве внутри храм заполнялся землей, перемешанной с золотыми монетами. После окончания стройки правитель объявил, что человек, нашедший в земле золотые монеты, возьмет их себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.
Око Пантеона
Здание Пантеона построено без окон. Единственное отверстие наружу – круглое окошко диаметром 9 метров (Окулюс) в центре крыши как небесное всевидящее око. Воздух и свет в храм проникает только через это отверстие. Когда идет дождь, в окулюс попадает вода, которую собирают и выводят дренажные каналы в полу.
Под окулюсом расположен алтарь, место у стен во времена язычества занимали статуи богов. Земля меняла положение на орбите, и свет поочередно освещал каждую статую, оказывая честь богам. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымчатый столб, стоя под которым человек ощущает себя божьим творением, от радости готовым вознестись на небеса.
Постоянно меняющийся свет, струящийся сквозь Окулюс, падает на стены и пол ротонды. Лучи солнца «обходят» по стенам и полу и служат естественными часами. Древние римляне верили, что в Пантеоне встречаются два мира: земной и небесный.
Всем сущим на земле правят богоподобные императоры, обеспечивая неизменный порядок. Над правителями возвышается всевидящее и всевластное начало, которое проникает в жизнь так же, как свет внутрь храма через око Пантеона.
Внутреннее убранство
Вход в Пантеон защищают гигантские бронзовые врата высотой 12,6 м и шириной 7,5 м. Войдя внутрь, посетитель попадает в неожиданную прохладу, как будто вступает в другое измерение, и хочется задержать дыхание. Перед взором – огромная ротонда – круглое и одновременно сферическое пространство. Глаз не в состоянии разом охватить картину. Интерьер вызывает чувство умиротворенности и покоя.
Оформление стен и пола пронизано гармонией. Яркий калейдоскоп многоцветных прямоугольников, квадратов и кругов, треугольных фронтонов и фальш-окон – мраморное великолепие, сохранившееся в первозданной подлинности.
Пространство Пантеона состоит из трех восходящих ярусов. Вдоль стены первого «земного» яруса – 28 колонн и 7 портиков, внутри которых статуи богов. В стенах – ниши, расписанные фресками, в которых возвышаются скульптуры Марка Агриппа, Октовиана Августа, Юлия Цезаря.
По легенде, недалеко от входа часто восседал император Адриан, он любил Пантеон и часто принимал здесь гостей. В христианские времена в нишах установили алтари и гробницы знаменитых людей.
Второй ярус храма – череда ложных окон. Слепые оконные проемы напоминают, что подлинный свет и истинное знание недоступны обычным порядком. Здесь же древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой.
Каждый год в День Святой Троицы мраморный пол покрывается ковром лепестков красных роз. Их высыпают пожарники через Окулюс, и они невесомо падают на прихожан и священников в красных одеждах. Красивый ритуал символизирует сошествие Святого Духа на апостолов.
Сегодня в Пантеоне установили статуи Святого Анастасио, Святой Агнесс, Святого Эрасио, Святого Николая, скульптуру «Коронация Девы», групповую скульптуру «Святая Анна и Пресвятая Богородица». В храме соорудили алтарь, получили орган и организовали хор.
Захоронения в храме
Пантеон – не только храм, но и мавзолей. С эпохи Ренессанса здесь начали хоронить знаменитых людей: священников, музыкантов, скульпторов, даже святых. В Пантеоне погребены тела королей Умберто I и Эммануила II.
В храме – гробница знаменитого художника Рафаэля Санти. Рядом – могила невесты Марии Биббиены, с именем которой связана трагедия жизни художника. Свою невесту Рафаэль не любил и страстно желал связать жизнь с другой женщиной. Жених Марии откладывал свадьбу, и невеста умерла, так и не дождавшись замужества.
Получилось так, что Рафаэль умер вскоре после нее в 37 лет. На гробнице Рафаэля – статуя Мадонны и надпись: «Природа позаботилась о том, чтобы забрать его из жизни, поскольку боялась, что он превзойдет ее своим искусством».
Пантеон – воплощение элегантности и гармонии, много столетий сохраняет величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов мира. Сегодня Пантеон называют восьмым чудом античного мира. Микеланджело говорил, что Пантеон сотворили ангелы, а не люди. Пантеон – достопримечательность Рима, туристам во время службы вход запрещен.
Видео: современность и загадки Пантеона