Содержание статьи
Реймский собор – архитектура и факты из истории готического храма во Франции
Реймский собор во Франции
Из истории Реймского собора
Реймский кафедральный собор, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, – самый известный памятник готической архитектуры Франции.
Возведение собора
На месте Notre-Dame de Reims когда-то стояла древняя базилика, выстроенная до нашей эры. В I столетии нашей эры в Реймс пришло христианство. В 498 году король франков Хлодвиг с приближенными и 3000 дружинниками приняли в этом храме крещение из рук реймсского епископа Ремигия.
История храма восходит к V веку, когда епископ Никасий заложил городской собор в честь Пресвятой Богородицы. В 1210 году великий пожар, уничтоживший половину города, разрушил собор. Через год на том же месте по велению архиепископа Обри де Умбера начали строить новое здание.
Строительство нового храма Божьей Матери, начатое в 1211 году, завершилось век спустя. Так появился собор Нотр-Дам-де-Реймс, восхищающий нас до сих пор.
В XIV веке храм пережил 100-летнюю войну, попав на долгое время под власть англичан. В 1429 году в храм, освобожденный вместе с городом при участии войска Жанны де Арк, орлеанская Дева привела на коронацию Карла VII, что послужило освобождением Франции от англичан.
В честь замечательного события рядом с Реймским собором возвышается конный памятник смелому военачальнику – Жанне де Арк.
Во время Первой мировой войны бомбардировки повредили витражи и статуи собора. После реставрации храм открыли для посещения в 1938 году, хотя отдельные фрагменты реставрируются до сих пор. Собор остался незавершенным: по плану архитектора, здание должны венчать несколько ажурных островерхих башен. Построено две таких башни, но, несмотря на это, Реймский храм остается шедевром зрелой готики.
Место коронации монархов
Первым французским монархом, помазанным в Реймсе в 891 году, стал Людовик I, Благочестивый. Начало традиции коронования французских правителей в Реймсе положено в 1027 году.
По преданию, в 1027 году во время венчания на царство французского короля Генриха I с небес спустился голубь, который принес в клюве сосуд с благоуханным маслом миро, необходимым для помазания короля.
Случившееся чудо положило начало традиции коронования французских правителей в Реймсе. Каждому новому владыке французского трона архиепископ при помазании добавлял священную каплю миро. Последним королем, помазанным на царство в 1825 году в соборе, стал Карл X.
Здесь же, в Реймсском соборе, русская княжна Анна Ярославна, стала французской королевой. 19 мая 1051 года 40-летний король Генрих I обвенчался с младшей дочерью Киевского князя Ярослава Мудрого. В браке с русской княжной-красавицей у Генриха родилось четверо детей.
Архитектура храма – шедевр французской готики
Нотр-Дам-де-Реймс построен в изящном утонченном стиле лучистой готики. Многочисленные скульптуры и колонны, праздничная симфония ажурных арок и остроконечные шпили рвутся ввысь так, что здание громадных размеров выглядит величаво, стройно, нарядно, с чувством меры.
Внешнее убранство
Огромный гармоничный собор длиной 138 м и шириной 30 м словно соединяет землю и небо. Автор проекта архитектор Жан де Орбе наметил увенчать здание собора 7 башнями со шпилями высотой 120 метров. Две 80-метровые башни, которые удалось построить, украшают главный фасад. Южная башня служит колокольней, где размещены 2 колокола, один из которых – «Шарлотта» – весит 10 тонн.
Четыре архитектора, строившие здание 85 лет, неукоснительно соблюдали замысел Жана де Обре и создали сооружение исключительной архитектурной целостности. Детали, обильно украшающие фасад, подчинены выражению ведущей христианской идеи.
В фасаде вертикаль главенствует над горизонталью, которая растворяется в вытянутых скульптурах и рельефах, устремленных ввысь. Реймский собор будто взмывает в небо.
На главном (западном) фасаде – сонм ангелов: из 2300 фигур и рельефов главного фасада половина изображает их.
Центральный портал украшает сцена Коронования Божьей Матери. Мария изображена на троне, установленном на возвышении. Иисус возлагает на ее голову корону, вокруг – 6 ангелов.
Рядом – скульптурная композиция «Встреча Марии и Елизаветы». Встреча наполнена обоюдной радостью: Дева Мария ожидает ребенка – Иисуса Христа, а ее бездетная двоюродная сестра Елизавета забеременела и скоро родит Иоанна Крестителя. Юная женственная Мария и немолодая Елизавета – в радостном предчувствии.
Над правым порталом главного фасада – сцена Страшного Суда. На троне – Христос, рядом с ним – 4 ангела, ниже – фигуры мучеников.
Композиция левого портала посвящена Страстям Христовым, сцене Распятия. Рядом – святой Иоанн и Дева Мария, ниже – фигуры апостолов и ангелов.
Высокую точку 38-метрового свода соборного фасада венчает фигура улыбающегося ангела. На его безмолвных устах застыла благая весть, адресованная всем. Улыбка ангела несет благодать жителям и гостям города, поэтому холодный камень излучает тепло, и безмолвие весомее слов: ангел улыбается не зря.
Галерея Королей
Важная для Реймского собора тема – помазание на престол – отражена в убранстве фасада. В изгибах арки – сцены жизни царей Давида и Соломона, фигуры ветхозаветных царей, которые предваряют изображения королей: ведь Франция приняла христианство именно в Реймсе.
Основание башен опоясывает Галерея Королей, состоящая из 63 фигур высотой 4 метра и весом 4-5 тонн. Центральная группа – король Хлодвиг, погруженный в купель, рядом – супруга Клотильда и святой Ремигий.
У основания башен – 500 изваяний монархов и епископов, рыцарей и ремесленников, святых, прославляющих правителей страны. Галерея создана в XIII веке.
Горгуньи и химеры
Водосточные трубы украшены изображением химер. Это охранные статуи, которые оберегали непорочность и чистоту святого храма и отпугивали злых духов, стремящихся навредить.
Здесь же – горгуньи в форме демонов, животных и монстров. Символ защиты, горгуньи призваны отпугивать зло от грешников храма. Гребень крыши украшен трилистниками и лилиями.
Внутреннее убранство
С богатым наружным декором собора контрастирует строгий интерьер. Внутренняя форма храма напоминает перевернутый вверх дном корабль, свод которого не опирается на стены. Нагрузку взяли на себя диагонально перекрещивающиеся «ребра» – столбы-устои и колонны. Пространство между «ребрами» заполняли легкой кирпичной кладкой.
Стены и витражи
Стены, освобожденные от нагрузки, прорезаны высокими и широкими стрельчатыми окнами, которые почти смыкаются друг с другом. За счет распахнутых огромных окон интерьер храма – высокий и светлый. Обилие света создает ощущение легкости и воздушности сооружения.
Прорезанные поверхности стен и оконных проемов искусно покрывали картинами из кусочков цветного стекла – витражами, изображение на которых воспринимается на просвет. После росписи витражи обжигали в печи, после чего они намертво впивались в стекло.
Окна-витражи, выросшие ввысь и облегчившие тяжеловесные стены, полностью заменили стенные росписи в интерьере Реймского собора.
Окна-розы
Витражи в виде готической розы – это большие круглые окна, похожие на звезду или распустившийся цветок-розу, лепестки которой расположены симметрично. Роза – символ божественной красоты, сочетание цветов виража – красный, синий и желтый, для контраста – черные и белые оттенки.
На витраже большого окна-розы главного портала собора – «Успение Богородицы». В центре – Дева Мария, вокруг нее на 12 лепестках – ангелы, апостолы и святые. На внешнем круге розы – пророки и цари – предшественники Христа, встречающие богородицу в Раю.
На витраже большой розы северного фасада рассказано о сотворении мира. В центре –Иисус, окруженный ангелами, рядом – Адам и Ева, Каин и Авель, выше – изображение Богоматери с Младенцем.
На витражах верхних окон – изображение королей на тронах, епископов и архиепископов, всего 36 изображений. Витраж большой розы южного фасада представляет Воскресение Христа, окруженного ангелами и апостолами.
Настенные стеклянные мозаики
Свет, преломляющийся сквозь витражи, вносит в пространство собора элемент чуда и таинства, вызывая священный трепет. Проникая сквозь череду украшенных витражами проемов в стенах, солнечные лучи наполняют храм чарующим светом. Кажется, будто Святой Дух спускается на верующих, проникая в собор волнами света.
Автор центральной капеллы витражей – Марк Шагал. В алтарной части центральной часовни – огромные расписанные окна, иллюстрирующие жертвоприношение Исаака и казнь Иисуса Христа через распятие.
Витражи воспроизводят родословие Иисуса Христа, сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также сцены из жизни французских монархов.
Стеклянная мозаика изображает пророков: Иоанна Предтечу, Исайа и Давида, а также сцену Крещения Господня. Здесь ангел извещает Иоакима и Анну о рождении Марии, Иоанн Предтеча обличает Ирода в беспутстве.
Цветные изображения северного фасада повествуют о сотворении Богом мира, на западном – рассказывают о молитвах Девы Марии. Так витражи оттеняют и подчеркивают величие главного коронационного храма Франции.
Пол храма
Реймский собор украшал необычный пол из черного мрамора с именами архитекторов –создателей собора, и архиепископа, заложившего первый камень величественного здания.
По полу, символизирующему тяжелый путь паломников, прихожане проходили на коленях. В XVIII веке во время реставрации пол разобрали.
Реймский храм, отметивший в 2011 году 800-летний юбилей, демонстрирует талант и мастерство зодчих Средневековья. Удивительная красота Нотр-Дам-де-Реймса – сокровище не только Франции, но и всего мира.
Видео: собор Реймса снаружи и внутри